Какие машины нужны на фронте?

LIFE дал большой материал о машинах для фронта. Есть тут и о нашем проекте «Буханка» для Донбасса».

 

«Патриоты», «буханки» и «Делики»: Какие автомобили востребованы на фронте и как их готовят

 

Сколько на передовой живут автомобили, какие модели востребованы и как их готовят перед тем, как отправить «за ленточку», — в материале Life.ru.

 

Почему на новых территориях РФ нужны автомобили

С началом боевых действий оказалось, что в Российской армии много тяжёлой техники и катастрофически не хватает небольших машин. Чтобы уехать с позиций, офицерам-артиллеристам приходилось вызывать КамАЗы или передвигаться на установках «Град». Поэтому почти сразу в дело вступили волонтёры Крыма. Они не только гнали машины на передовую, но и пытались достучаться до командования. Дело довольно быстро тронулось с мёртвой точки: армия тоже стала отправлять в зону СВО сотни «буханок» и «Патриотов». Но автомобилей всё равно не хватало и не хватает.

Ещё в 2022 году волонтёры предлагали снять таможенную пошлину на ввоз автомобилей в Россию, чтобы насытить рынок. Но ситуация в этом отношении не изменилась.

 

Автомобиль — фронту СВО

Больше 80 автомобилей отправил владелец московской автомастерской — блогер с миллионом подписчиков — Илья Свиридов. С 2022 года половина его работников занимается подготовкой машин, идущих «на войну». Больше ста машин отправила в Донбасс группа волонтёров из разных городов, о которой журналистам рассказал москвич Алексей Зюбанов. 24 автомобиля отправила в новые регионы группа «Вежливые.Zлые.СВОи».

В «Телеграме» освещает свою деятельность группа волонтёров «Автомобиль — фронту Z». С января 2024 года они отправили уже 20 машин.

Не отстают от частных инициатив и регионы. Например, из Иркутской области в 2023 году на фронт уехало 60 автомобилей, Московская область передала Отдельной дивизии оперативного назначения имени Дзержинского 20 машин. Из Красноярского края автомобили прибывают в Донбасс партиями, их везут на железнодорожных платформах. А из отдалённых регионов России их доставляют даже самолётами. Огромный плюс — все эти транспортные средства идут на СВО не пустыми: они везут подарки для бойцов, письма, продукты, разведывательные дроны, прицелы, системы РЭБ, тепловизоры, амуницию, бытовые принадлежности.

 

 

Какие российские автомобили нужны «за ленточкой»

По рассказу волонтёра из Крыма Михея с позывным Девятка (группа «Вежливые.Zлые.СВОи»), дорог на фронте нет, есть направления. В Херсонской области — пески, в Запорожье — пыль, грязь и чернозём. Вязнет всё. Поэтому одна из основных расходных статей — это хорошая резина.

Основные требования к машинам — это полный привод, большой дорожный просвет и вместительность. Почти идеальная машина — пикап.

Из российских машин этим требованиям отвечают «УАЗ-Патриот», УАЗ-452 («буханка»), «УАЗ-пикап». Востребованы «Нива», «Нива-Шевроле», «УАЗ-Хантер», «Газель», «Соболь» и даже советская «классика», и у каждого автомобиля своя задача. Часто бойцы из отпуска гонят «за ленточку» собственные машины.

Волонтёры отмечают снижение качества российских полноприводных автомобилей. В СССР внедорожники делали на совесть: их предполагалось в случае боевых действий использовать в армии. В те годы каждый владелец полноприводного автомобиля ставил его на учёт в военкомате. Да что автомобиль! Тогда даже мотоциклы с коляской на учёт ставили. Времена прошли, а вместе с ними ушло и качество сборки.

 

«Японцы» на русском фронте

Особым спросом в районе боевых действий пользуются подержанные японские внедорожники. Да, у них правый руль, но этот недостаток компенсируется надёжностью техники. Ценятся Toyota Hilux и Mitsubishi L200, потому что на них можно установить ПТУР/ПТРК или пулемёт. Для перевозки раненых незаменим старый труженик Mitsubishi Delica. Но отправляют на фронт и Ford, и Isuzu, и Suzuki Vitara, и новые китайские пикапы Great Wall.

Сами военные просят доставлять им автомобили с дизельными двигателями, которые наименее чувствительны к качеству топлива. Это связано прежде всего с тем, что с дизтопливом в армии проблем нет, его много.

Из грузовых в Донбасс отправляют полноприводные КамАЗы, легендарный ГАЗ-66, а для перевозки людей — автобусы ПАЗ. Но крупногабаритные машины являются основной целью дронов, их сложно маскировать, им нужно много горючего, поэтому их используют чаще в тылу.

 

Сколько стоит автомобиль для фронта

Волонтёры рассказывают, что изначально в Крыму и вблизи от СВО УАЗы покупали за 100 тысяч рублей, в ремонт вкладывали тысяч двадцать. Со временем цены стали расти. И теперь дешевле чем за 300–400 тысяч машину не найдёшь. А техника в хорошем состоянии стоит ещё дороже — в районе 500–600 тысяч рублей. Всё, что было дешевле и на ходу, уже выбрано.

Цены на японские внедорожники тоже подросли — от 400 до 700 тысяч, а то и дороже.

Иногда находятся неравнодушные люди, которые покупают для фронта сразу несколько новых автомобилей. Так, у группы «Вежливые.Zлые.СВОи» случилось однажды, что нашёлся добрый человек и купил несколько новых УАЗов. Но такое бывает нечасто.

 

Как готовят автомобили на СВО

Перед отправкой на СВО машины проходят техническую подготовку. Если есть возможность, волонтёры стараются усилить защиту дна и переднего бампера, поставить хорошую резину, установить на авто лебёдку и багажник, приобрести дополнительные канистры для топлива. Автомобиль оснащают инструментом, рацией, снабжают маскировочными сетями, устанавливают РЭБ — для защиты от дронов. Иногда — по просьбе бойцов — ставят бронирование.

Как готовят для спецоперации УАЗы, Life.ru рассказал руководитель проекта «Буханка» для Донбасса» — писатель Игорь Панин. Он отправил на СВО уже 11 УАЗов, сейчас готовит двенадцатую машину. Работает практически в одиночку.

Самое главное — это исправность автомобиля. Нужно, чтобы «буханка» в критический момент выполнила свои функции, чтобы не застряла, чтобы не остановилась на дороге. И если ей нужно довести раненого до медпункта, чтобы она его довезла. Поэтому на первом месте — техническое состояние. Двигатель должен работать как часы. На «буханках» часто бывают проблемы с электроникой. Это приходится чинить, загонять в мастерские и делать. Что же касается внешнего вида, то это не так важно. Если можно что-то сделать за недорого, то делаю. А так стараюсь не особо заморачиваться.

Особой проблемой становится доставка «буханки» к зоне военных действий. При всей своей проходимости эта машина не любит дальних перегонов. Поэтому редкая поездка обходится без поломок. Например, прошлым летом в жару случилась оказия: перестала выключаться печка. В кабине было градусов пятьдесят.

У группы Михея возможностей больше. Он рассказывает, что машину обязательно красят, наносят надписи, проверяют досконально — чтобы двигатель «шептал», чтобы клапаны не цокали, чтобы подвеска была в прекрасном состоянии. Если есть кондиционеры — обязательно заправляют или ремонтируют. Без кондишна летом трудно.

— Как правило, недостатки машин выявляются ещё здесь или во время перегона «за ленточку». И это хорошо, мы их сразу же исправляем.

 

Сколько живут автомобили в зоне боевых действий

По рассказу Игоря Панина, судьба автомобиля на фронте может быть разной.

Были случаи, когда буквально через месяц-два наша «буханка» попадала под обстрел, под удар дрона или наезжала на мину — и все. Даже ремонтировать нечего. А бывает и так, что ездит — и проблем не знает. Например, вот самая первая наша «буханка», которую я отправлял со своим другом военкором Алексеем Шороховым в Горловку, до сих пор жива. Она курсирует между Горловкой и передовой.

Михей Девятка тоже считает, что судьбу автомобиля «за ленточкой» предсказать нельзя. Всё зависит от боевой обстановки. Если автомобиль повреждён и есть опасность для людей — его бросят и ВСУ его быстро уничтожат. Длина жизни машины зависит и от ремпригодности. Нет запчастей на вышедший из строя редкий внедорожник или они слишком дорогие — значит, ему конец.

— А бывает и так, что пригнали автомобиль бойцам, а он им не подходит. Вот «Нива» вязнет в песке и все. Тогда приходится забирать машину и перегонять тем, кому она нужнее.

 

Ссылка на оригинал: https://life.ru/p/1665049